Кабель берегового питания
Кабели берегового питания – это кабельные трассы служащие для подачи электроэнергии и систем контроля на объекты, находящиеся в акватории портов или у причальных стенок.
Подвижные объекты в морских и речных портах: танкеры и круизные пароходы, сухогрузы, контейнеровозы, океанские яхты и даже маломерные суда изрядно ухудшают экологическую обстановку в акватории. Законодательство многих прибрежных стран озаботилось необходимостью обеспечения судов электроэнергией во время портовых операций с берега, чтобы дизеля не дымили, не нарушали покой вибрацией и шумом.
Для владельцев судов это еще и выгодно – нет расхода горючего в период стоянки, зарядка батарей аккумуляторов от береговой сети значительно дешевле. Кроме того, есть возможность провести разгрузочные, плановые и ремонтные работы получая электроэнергию не от своих генераторов, а по кабелю берегового питания.
Требования к кабелю берегового питания
Общие требования к судовым кабелям, в том числе к подвижным токоприемникам (кораблям) сформулированы в ГОСТ 7866.1-76. Уточненные правила подключения кораблей от береговых электросетей собраны в инструкции РД 31.21.81-79. Для маломерных судов, яхт и катеров электроснабжение от сети на суше необходимо выполнять штатным шланговым кабелем со следующими свойствами:
- гибкость. Медный кабель с многожильными жилами и достаточной длины, чтобы за счет провисания компенсировать качку, прилив и осадку судна;
- изоляция должна быть устойчива к морской воде, нефтепродуктам, ультрафиолету и не распространять горение при одиночной прокладке;
- подключение 3-х фазной сети трехжильным кабелем допускается применение дополнительного одножильного кабеля сечением не менее 1/3 сечения основной жилы;
- оболочка кабеля не должна иметь металлических экранов. Применение таких кабелей в качестве проводников от судна к береговой электроколонке запрещено.
Штатный кабель берегового подключения на судне и колонке должен иметь закрепляющие устройства, чтобы он не болтался на контактных разъемов вилок.
ВАЖНО
Вилки на кабеле и розетки подключения должны быть предназначены для совместного использования. Резьбовые кольца с резиновым или силиконовым уплотнителем должны обеспечить водонепроницаемое соединение и не создавать проблем с полярностью.Кабель берегового питания - обзор марок
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 7866.1-76 для присоединения к подвижным токоприемникам предназначены судовые кабели марок КНР, НРШМ и МРШМ. Экранированные или в металлической оплетке варианты этих марок применять для кабелей берегового питания запрещено, так как металл в провисшем изделии неизбежно быстро выведет его из строя.
КНР. Гибкий кабель с многопроволочными лужеными или медными жилами. Изоляция жил и оболочка из маслостойкой резины, при одиночной прокладке не поддерживает горение. Предназначен для использования при номинальном напряжении не выше 690 вольт 400 Гц переменного и до 1200 вольт постоянного тока. Резиновый шланг внешней оболочки устойчив к вибрации, влажности, морской воде и нефтепродуктам. Гарантийный срок – 5 лет, эксплуатационный до 25 лет.
НРШМ. Медный кабель с оболочкой из хлоропренового каучука (нейрита), с резиновой изоляцией жил, шланговый, морской. Высокая устойчивость к вибрации и ударным нагрузкам, агрессивным средам: морской воде, бензину и смазочным материалам. Диапазон рабочих температур от -40С до +45С, рабочее напряжение 690 В 400 Гц переменного тока и 1200 вольт постоянного тока. Изделие полностью соответствует морскому и речному регистру. Срок эксплуатации до 15 лет.
Отличительной особенностью импортных кабелей берегового питания для небольших яхт и катеров – залитые в общую оболочку с ним вилки на концах. Разъемы не редко оснащаются с одного или с двух концов герметичными крышками и светодиодными индикаторами подключения.
Ratio 2821. Штатный кабель берегового питания для маломерных судов: стойкий к солнечному излучению с водонепроницаемой крышкой, залитыми в общую оболочку с кабелем разъемам и индикатором включения. Номинальное напряжение 250 В и ток 16 ампер. Токоведущие жилы сечением 3х2,5 мм², длина изделия 15 метров. Класс защиты IP44.
Trem Electra Z2010025. Гибкий трехжильный кабель длиной 25 метров, диаметром 10 мм. Предназначен для подачи электроэнергии напряжением не более 250 В, 16 А на борт. Устойчив к морской воде, ультрафиолету и нефтепродуктам. Один разъем обеспечен водонепроницаемой защитой. Формула кабеля 3х2.5 мм², класс защиты IP56.
Osculati 14.334.10. Более мощный кабель с формулой 3х6 мм², длиной 10 м и диаметром внешней оболочки 15 мм. Изделие способно подавать ток до 30 ампер, разъемы с двух концов залиты в общую оболочку с кабелем. Изоляция и оболочка инертна к морской воде, нефтепродуктам и солнечному излучению.
Рынок готовых комплектов кабелей берегового питания для яхт и катеров предлагает изделия на любые потребности.
Как сделать кабель берегового питания самостоятельно?
Установка комплекта берегового питания 220 В для небольших яхт и катеров самостоятельно требует от хозяина только аккуратности. В правильно выбранном комплекте есть все необходимое.
Полностью самостоятельная подача на судно 220 вольт тоже возможна. Если известна модель и конструкция разъема на береговой электроколонке следует подобрать к нему подходящую вилку, установить стационарную розетку на катере и приобрести парную ей вилку. Затем из рекомендованных моделей кабелей выбрать трехжильный кабель нужного сечения. Замаркировать жилы и собрать кабель берегового питания
ВАЖНО
Вилки и розетки должны фиксироваться только в одном положении, чтобы не запустить фазу нулевому проводу судна.Самостоятельное создание электроколонки с нужным оборудованием, а также подача 380 В трехфазной сети требует серьезных знаний в электротехнике и практики. Береговые электросети с изолированной и глухозаземленной нейтралью могут создать большие проблемы для неспециалиста.
Особенности подключения берегового кабеля
Подключение электроэнергии должно сопровождаться проверкой совпадения фаз или полярности перед включением ее на щите или автомате судна. Существует ряд запретов: нельзя проводить кабель через иллюминаторы и горловины, он не должен быть намотанным на вьюшку, если находится под напряжением. Кабель должен быть с исправной изоляцией и целостный, без соединений, он прокладывается вдали от огнеопасных грузов и быть на виду. В качестве заземлений нельзя использовать швартовы.